Теория поэтапного формирования умственных знаний - Теория поэтапного формирования умственной деятель
Названия этапов даны в соответствии с уровнем формой выполнения формируемого действия. В е гг. Гальперин поставил психологическую проблему исследования того, как предметные действия становятся умственными , и выдвинул гипотезу поэтапного формирования умственных действий, согласно которой психическая деятельность есть результат перенесения внешних материальных действий в план восприятия , представлений и понятий Гальперин. Процесс перехода осуществляется поэтапно; изначально на основе ряда экспериментальных исследований, проведённых на разном материале, на детях разных возрастов, нормальных и умственно отсталых, процесс формирования умственного действия представлялся Гальперину как состоящий из пяти основных этапов ; ; ; ; 1 ;Формирование умственных действий: этапы и примеры
Татьяна Скрягина Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. Тема работы является актуальной, поскольку поэтапное формирование умственных действий - психолого-педагогическая концепция, выдвинутая впервые П. Гальпериным, речь в которой идет о закономерностях прижизненного формирования конкретных элементов психической жизни человека, к которым относят умственные идеальные действия , образы и понятия. Данная концепция в широком ее понимании состоит из четырех взаимосвязанных частей : учения об ориентировочной деятельности как сущностной характеристике психики и предмете психологии; учения об эволюции человеческой психики, филогенезе, антропогенезе и онтогенезе как составных частях эволюционного процесса; учения о формировании умственной деятельности человека; учения о видах и формах психической ориентировочной деятельности.
В статье обсуждаются теоретико-методологические вопросы, касающиеся статуса психологической концепции П. Выделяются три основных аспекта анализа и применения данной концепции: 1 планомерно-поэтапное формирование как метод исследования становления и развития психической деятельности человека; 2 использование положений теории планомерно-поэтапного формирования в практике обучения; 3 теоретически описываемый и реально осуществляемый процесс планомерно-поэтапного формирования как психологическая реальность. Последнему направлению уделяется особое внимание; демонстрируются возникающие проблемы; намечаются некоторые пути их решения. Юбилей великого ученого всегда становится поводом как для оценки или переоценки вклада, внесенного им в науку, так и для перспективного анализа возможностей и направления дальнейшего академического и научно-прикладного движения. Не секрет, что в отечественной и мировой психолого-педагогической литературе встречались да и встречаются диаметрально противоположные оценки концепции П. Гальперина, ее значимости для понимания фундаментальных закономерностей душевной жизни человека и перспектив ее развития.
Технология поэтапного формирования умственных действий разработана на основе. Гальперина, Д. Эльконина, Н. Талызиной и др. Авторы данной теории установили, что знания, умения и навыки не могут быть.